Skip to content
Новости
Ко всем новостям

Итоги исследования дизельного топлива в Свердловской области

cover
Дата публикации:

ЕКАТЕРИНБУРГ, 17 октября 2019 г. – Роскачество совместно с Росстандартом подвели итоги исследования дизельного топлива в Свердловской области. Данный спецпроект стал вторым этапом масштабного мониторинга топлива в России после проверки бензина АИ-92 в Ставропольском крае. Исследования проводятся в рамках соглашения о взаимодействии с Росстандартом и в соответствии с методическими рекомендациями по организации и проведению общественного контроля в сфере топливного рынка. Подробные результаты – в отчёте экспертов.

Об исследовании

Для очередной проверки топлива эксперты Роскачества выбрали Свердловскую область. Согласно данным Росстандарта, выполняющего функции государственного надзора на топливном рынке, только в I полугодии 2019 года в Свердловской области было установлено 5 случаев несоответствия дизельного топлива требованиям регламента, предъявляемым к его физико-химическим показателям, в том числе – к массовой доле серы. В двух случаях данный параметр был превышен в 50 раз (500 мг/кг при норме – 10). Использование некачественного топлива, во-первых, сокращает срок службы моторного масла и топливных форсунок, а, во-вторых, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

«Свердловская область стала вторым регионом, где специалисты Роскачества и Росстандарта осуществили проверку топлива, на этот раз дизельного. И в данном исследовании мы опять подтверждаем тезис о том, что грубые нарушения по части качества топлива и документации встречаются преимущественно на несетевых АЗС. Одна из задач наших исследований топлива – уберечь потребителей от возможной причины поломки автомобиля и максимально проинформировать их о том, что поможет избежать покупки некачественного бензина или дизеля. Постепенно мы будем осуществлять проверку обоих видов топлива в других регионах, чтобы сделать вывод относительно качества топлива в России», – отметила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.

Для проверки дизельного топлива эксперты выбрали 71 АЗС в Свердловской области, из которых 35 были сетевыми (в том числе 19 федеральных), и 36 – несетевыми, половина из которых принадлежит индивидуальным предпринимателям. Стоимость топлива составляла от 39,9 до 47,9 рублей за литр.

Отбор проб был осуществлен в июле 2019 года (топливо было летним) совместно с аккредитованными экспертами УРАЛТЕСТ Росстандарта. Анализ образов провели по 28 показателям качества и безопасности в аккредитованных лабораториях Свердловской и Ленинградской областей на поверенных средствах измерений и аттестованном испытательном оборудовании.

Результаты

Согласно результатам лабораторных испытаний, нарушения по физико-химическим показателям были выявлены в продукции 26 свердловских АЗС, причём в 16 образцах были обнаружены несоответствия сразу по нескольким показателям. При этом все заправки, в которых реализовывался некачественный дизель, оказались несетевыми и преимущественно были зарегистрированы как ИП.

В топливе 17 АЗС эксперты зафиксировали несоответствия требованиям законодательства по содержанию массовой доли серы. Более того, в восьми случаях данный показатель превышал установленную норму более чем в 50 раз (свыше 500 мг/кг).

Также в «дизеле» на 10 АЗС эксперты Роскачества зафиксировали расхождения по фракционному составу.

Несоответствия по температуре вспышки в закрытом тигле были обнаружены на 18 АЗС. Расхождения с требованиями безопасности были также зафиксированы по части цетанового числа (3 АЗС), цетанового индекса (1 АЗС) и по окислительной стабильности (2 АЗС).

Помимо этого, эксперты столкнулись с нарушениями еще до проведения лабораторных испытаний топлива. Так, например, на 10 АЗС информация, указанная в паспорте качества топлива и кассовом чеке, не совпадала – это является нарушением финансовой дисциплины. Еще на 19 АЗС предъявленные паспорта оказались просроченными.

Специалисты в ходе исследования также отметили, что некоторые несетевые заправки (7 АЗС) «прикрывались» паспортами сетевых производителей – «Газпрома», «Лукойла» и других крупных компаний.

В целом результаты мониторинга показали, что автомобилистам следует отдавать предпочтения топливу, которое реализуется на сетевых АЗС. Все зафиксированные нарушения были исключительно на несетевых АЗС, при этом качество топлива никак не зависело от цены. Во всей продукции, начиная от 39,9 руб. за литр и заканчивая 44 руб. за литр, эксперты обнаружили те или иные несоответствия требованиям. 

Помимо этого, эксперты Роскачества обращают внимание, что при покупке топлива потребителей должны насторожить просрочка или отсутствие паспорта качества, который сотрудники АЗС обязаны предоставить по требованию потребителя. Это, в том числе, подтверждает и исследование: в 13 из 23 случаев топливо, отобранное на таких заправках, оказывалось с нарушениями.

Также следует внимательно сверять соответствие наименования топлива, указанного в паспорте и в чеке.

Материалы исследования дизельного топлива в Свердловской области переданы Роскачеством в Росстандарт, по итогам обработки и анализа документации будут приняты меры административного воздействия в отношении нарушителей, включая «оборотные» штрафы.

Как отметил заместитель Руководителя Росстандарта Алексей Кулешов, сегодня наблюдается улучшение ситуации с качеством на топливном рынке – если в 2015 году нарушения выявлялись на каждой пятой АЗС (20 %), то сегодня доля нарушителей составляет менее 9 %.

«Мы намерены продолжать бороться за достижение нулевого показателя нарушений. Для этой цели информация, передаваемая нам от Роскачества, играет важное значение – мониторинговые проекты организации можно концентрировать на наиболее рисковых регионах и сегментах. Такое сотрудничество позволяет повысить общую эффективность государственного надзора на рынке», – отметил замглавы Росстандарта. 

Масштабное исследование Роскачества дизельного топлива подтвердило выводы Росстандарта, добавил Алексей Кулешов: «С одной стороны, проблемы с «дизелем» более масштабны, чем с бензином.  А с другой, так называемые независимые АЗС, не входящие в сетевые организации, более склонны к нарушениям, их система контроля качества и выбранная ими бизнес-модель не обеспечивают исключение суррогата из продажи на таких АЗС».     

Напомним, что ранее в Министерстве энергетики Российской Федерации также подтвердили улучшение ситуации с качеством топлива на автозаправочных станциях, в том числе благодаря проделанной правительством работе. «Сейчас ситуация гораздо лучше, чем была раньше, тем не менее, такая работа продолжается», – рассказал глава Минэнерго России Александр Новак.

Совет: что делать, если некачественное топливо привело к поломке автомобиля

Как отмечает руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, доказать, что машина стала неисправна именно по причине некачественного топлива, довольно сложно.

«Нужно делать экспертизу и обращаться в Росстандарт. Причем если водитель покинул АЗС, на которой ему продали некачественный бензин, то процедура станет еще сложнее, ведь придется доказать еще и то, что топливо, вызвавшее поломку, было куплено именно там, а не на какой-то другой автозаправке. Для этого потребуется проведение уже другой экспертизы – на наличие в нем различных примесей и добавок. Проще сделать ремонт автомобиля», – пояснил Сергей Канаев.

Если же водитель не уехал с АЗС, то ему необходимо попросить у оператора пробник бензина, который понадобится для экспертизы, так как осуществить отбор топлива собственными силами весьма проблематично.

  • IMG_6465
  • IMG_6449
  • IMG_8059
  • Х_IMG_4361_1
  • Х_IMG_4483_1
  • Х_IMG_4610
Поделиться новостью
  • Итоги исследования дизельного топлива в Свердловской области

Done