Skip to content
Уведомления о ходе разработки технических регламентов

Заключение экспертной комиссии по техническому регулированию.: «О требованиях к мясу и мясопродуктам, их производству и обороту»

ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ
по проведению экспертизы проекта технического регламента «О требованиях к мясу и мясопродуктам, их производству и обороту»
«14» мая 2008 г.
г. Москва
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект технического регламента «О требованиях к мясу и мясопродуктам,
их производству и обороту»
В состав экспертной комиссии, утвержденной приказом Минпромэнерго России от 6 мая 2008 г. № 228, вошли:
Лисицын
Андрей Борисович - директор ГНУ Всероссийский научно-
исследовательский институт мясной
промышленности (председатель экспертной
комиссии по согласованию)
Гущин
Виктор Владимирович - директор ГНУ Всероссийский научно-
исследовательский институт
птицеперерабатывающей промышленности
(заместитель председателя экспертной комиссии по согласованию)
Клюшин
Станислав Александрович - главный специалист-эксперт Департамента
государственной политики в области технического
регулирования Минпромэнерго России
(ответственный секретарь экспертной комиссии)
Анистратенко Оксана Юрьевна - ведущий специалист-эксперт Управления
технического регулирования и стандартизации Ростехрегулирования
Джапаридзе
Тенгиз Григорьевич - генеральный директор Союза животноводов России
Егоров
Иван Афанасьевич - заместитель директора Всероссийского научно-исследовательского и технологического института птицеводства
Иванов
Геннадий Евгеньевич - начальник отдела организации надзора за питаниемнаселения Роспотребнадзора
Крикун
Татьяна Ивановна - руководитель информационно-аналитического центраисполнительной дирекции Российского союза
предприятий молочной отрасли
Кузнецов
Александр Евгеньевич - заместитель начальника отдела Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества
продукции Минсельхоза России
Хотимченко
Сергей Анатольевич - руководитель отдела ГУ Научно-исследовательский институт питания Российской академии медицинских
наук
Шарнин
Валерий Николаевич - генеральный директор Ассоциации российских производителей свинины
Янин
Дмитрий Дмитриевич - председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей

Соблюдение процедуры разработки.

На рассмотрение экспертной комиссии были представлены следующие документы:
проекта технического регламента «О требованиях к мясу и мясопродуктам, их производству и обороту» (далее - проект технического регламента); пояснительная записка к проекту технического регламента; уведомление о разработке проекта технического регламента; уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;
Проект технического регламента прошёл публичное обсуждение в период с 29 июля 2004 г. по 30 апреля 2008 г., а также общественные слушания в Минпромэнерго России 12 июля 2005 г.
1. Краткая характеристика технического регламента.
Проект технического регламента «О требованиях к мясу и мясопродуктам, их производству и обороту» (далее - Проект) разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. Федерального закона от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ и от 1 декабря 2007 г.) и законодательными актами Правительства Российской Федерации в сфере технического регулирования.
В соответствии с указанным Федеральным законом деятельность в
области производства и оборота мяса и мясопродуктов регулируется
значительным количеством ранее принятых законов и действующими
ведомственными нормативными документами, регламентирующими
исключительно требования к безопасности продукции.
В действующем законодательстве и нормативных актах, имеются
противоречия в требованиях аналогичным международным и европейским законодательным актам и стандартам, что осложняет работу предприятий отрасли и служб по надзору за ее безопасностью. Подобная сложившаяся ситуация может оказать негативное влияние при вступлении России во Всемирную торговую организацию.
К общим требованиям для пищевой промышленности, в том числе для мясной отрасли можно отнести требования по безопасности пищевых продуктов, зданий и сооружений, машин и оборудования, химической продукции, средств индивидуальной защиты, упаковки и другие.
В Проекте объединены требования и нормы, влияющие на безопасность готовой продукции, а также подтверждение ее соответствия и надзора за ней в сфере ее оборота. При этом действующие нормы и требования безопасности продукции остались практически неизменными.
Проект содержит три основных блока требований, обеспечивающих безопасность объектов технического регулирования:
- обязательные, минимально необходимые требования безопасности к объектам технического регулирования (ветеринарно-санитарные, санитарно -эпидемиологические и технологические); требования к обороту продукции; требования по подтверждению соответствия.
Ветеринарно-санитарные и санитарно - эпидемиологические требования безопасности в основном гармонизированы с Директивами ЕС, что положительно повлияет на устранение технических барьеров в международной торговле.
Учитывая то, что мясо является биологическим объектом, и при нарушении определенных условий может быть опасным для здоровья и даже жизни человека, в проекте технического регламента предусмотрено обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям безопасности, в том числе и в форме принятия изготовителем декларации о соответствии.
Безопасность мяса и мясопродуктов зависит не только от безопасности используемого сырья, пищевых добавок, пряно-вкусовых ингредиентов, но и от комплекса ветеринарно-санитарных, санитарно - эпидемиологических и технологических мер по всей технологической цепочке с учетом контрольных критических точек режимов производства и оборота продукции, а также уровня микробиологического, токсикологического, радиологического и прочего загрязнения готовой продукции.
В целях обеспечения условий для выработки стабильно безопасной продукции с заданными характеристиками Проектом предусмотрено, что на каждом предприятии должна быть разработана система управления качеством, направленная на проведение профилактических ветеринарно-санитарных, санитарно - эпидемиологических и технологических мероприятий по всей цепочке производства и оборота продукции. При этом необходимость сертификации системы управления качеством продукции определяется изготовителем.
В Проекте предусмотрены меры для организации и проведения контроля и надзора за выполнением требований безопасности продукции на всех этапах ее производства и оборота.
2. Результаты проведения экспертизы.
В процессе работы комиссии экспертами был проведен анализ соответствия предлагаемого проекта технического регламенте Федеральному закону «О техническом регулировании». Результатами анализа явились следующие выводы:
1. Проект технического регламента соответствует принципам технического
регулирования, так как содержит все необходимые элементы структуры документа и
устанавливает минимально необходимые требования к объектам технического
регулирования.
2. Проект технического регламента соответствует интересам национальной
экономики, так как позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию, что
будет способствовать развитию отечественной промышленности и увеличению
спроса на мясо и мясную продукцию.

3. Проект технического регламента соответствует уровню развития
материально-технической базы, так как имеющиеся технологические ресурсы,
обеспеченность проектными и научно-исследовательскими разработками, а также
наличие инфраструктуры для оценки, испытания и подтверждения соответствия
продукции позволяют обеспечить выполнение требований данного технического
регламента.
4. Проект технического регламента соответствует уровню научно-
технического развития, так как не содержит избыточных норм, сдерживающих
развитие отрасли или препятствующих научно-техническому прогрессу.
5. Проект технического регламента соответствует общепризнанным
международным нормам и правилам, так как не содержит требований, имеющих
более низкий уровень, чем установленный в международных актах.
3. 3. Решение комиссии.
Представленный на экспертизу проект технического регламента «О требованиях к мясу и мясопродуктам, их производству и обороту» соответствует требованиям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам и может быть рекомендован к принятию.
Председатель А.Б. Лисицын
Ответственный секретарь С.А. Клюшин
Члены комиссии:
А.Е. Кузнецов
Г.Е. Иванов (с особым мнением)
И.А. Егоров
В.В. Гущин
О.Ю. Анистатенко

ОСОБОЕ МНЕНИЕ
по проекту Технического регламента «О требованиях к мясу и мясопродуктам, их производству и обороту»
Ряд положений технического регламента «О требованиях к мясу и мясопродуктам, их производству и обороту», противоречат действующему законодательству Российской Федерации и принятым в установленном порядке нормативным правовым актам в данной области, а именно:
- Федеральному закону от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и
безопасности пищевых продуктов»;
- Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно проекту объектами настоящего технического регламента не являются кормовая и техническая продукция. Настоящий технический регламент устанавливает правила оценки соответствия «мяса и продуктов его переработки настоящему техническому регламенту в целях защиты жизни и здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей при их обороте и потреблении».
Однако проведение мероприятий по контролю и надзору за исполнением требований данного технического регламента согласно большей части положении проекта осуществляется ветеринарными врачами, к компетенции которых законодательством не отнесены полномочия по охране здоровья населения и защите прав потребителей.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», требования к пищевой ценности пищевых продуктов, безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, безопасности условий их разработки, постановки на производство, изготовления и оборота, безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, устанавливаются соответствующими санитарными правилами и нормами. Таким образом, проектом должны быть установлены обязательные санитарные требования.
Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя контроль за выполнением санитарного законодательства, проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий должностными лицами, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, которые являются санитарными врачами.
При этом статьей 38 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор. Следовательно, все санитарные требования, устанавливаемые регламентом, должны быть согласованы с Роспотребнадзором.
2
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам, которые утверждаются Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Осуществление надзора за соблюдением санитарных норм и правил является исключительной компетенцией Роспотребнадзора
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Таким образом, проект технического регламента не относит к компетенции органов ветеринарного надзора полномочия по проведению надзорных мероприятий, направленных на соблюдение санитарных правил.
Учитывая изложенное, в комментируемом проекте технического регламента необходимо установить отдельно санитарные требования к мясу и мясной продукции в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, и отдельно - ветеринарные требования в целях охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
При этом из проекта технического регламента подлежат исключению такие понятия, как ветеринарно-санитарная экспертиза, ветеринарно-санитарные требования, ветеринарно-санитарное заключение, а также все основные понятия, определения которых уже содержатся в соответствующих федеральных законах.
Необходимо по тексту исключить понятие «государственный санитарный врач», так как должны быть указаны органы государственной власти, осуществляющие данные функции.
Также проект технического регламента нуждается в серьезной переработке, как по существу, так и в юридико-техническом и редакционном плане.
Г.Е. Иванов
Done

Ещё о Техническом регулировании