Skip to content
За рубежом

Каким хотелось бы видеть стандарт предприятия

Китай

Каким хотелось бы видеть стандарт предприятия

     Авторы статьи, опубликованной в издаваемом на английском языке журнале национальной организации по стандартизации Китая «China Standardization», высказывают свою точку зрения на разработку стандартов предприятий, учитывающую опыт применения таких стандартов в китайской промышленности.
     По их мнению, разработанные и внедренные стандарты предприятий должны действовать без внесения существенных изменений в течение достаточно продолжительного времени. Это гарантирует стабильность производства, поддержание высокого уровня качества и безопасности продукции, способствует снижению ее себестоимости. Чтобы обеспечить в этот период соответствие продукции требованиям рынка, стандарты необходимо разрабатывать с учетом ряда определяющих факторов:
     Научный подход к разработке стандартов. Основной смысл разработки стандартов предприятий заключается в обеспечении высокого качества и безопасности продукции и создании конкурентных преимуществ на сравнительно длительный период. Очевидно, что по своей сути стандарты предприятий могут быть гораздо более прогрессивными в плане внедрения достижений современной техники и технологии, чем национальные, региональные и международные стандарты. Кроме того, они должны отражать специфику конкретного предприятия, особенности рынка, для которого предназначена продукция, а также содержать более детальные требования к продукции. Чтобы все это совместить, необходим комплексный научный подход к анализу современных технологий, технических достижений в конкретной отрасли, современного состояния предприятия, применяемого оборудования и возможностей его модернизации или замены. Важным моментом является также тщательное изучение всех аспектов производства аналогичной продукции, выпускаемой конкурентами, действующими на том же рынке.
     Перспективная направленность содержания стандарта. Технический уровень, устанавливаемый стандартом, должен быть выше, чем современный уровень предприятия, и служить в качестве цели и ориентира развития предприятия на обозримый период времени, способствовать техническому прогрессу предприятия при применении технического стандарта. Он должен обязательно учитывать экологические последствия производства, использования и утилизации продукции.
     Прогнозирование запросов потребителей. Хотя Китай уже в течение многих лет активно входит в рыночную экономику, иногда предприятия пренебрегают потенциальными запросами потребителей из-за влияния плановой системы. В условиях рыночной экономики, для того чтобы создать продукт, полностью удовлетворяющий запросам потребителей, предприятие не только должно быть уверено, что стандарт может удовлетворить сегодняшние запросы покупателей, но он должен также предусматривать возможные потребности в будущем. Чтобы прогнозировать потенциальные запросы потребителей, предприятия должны изучить основные аспекты производства и сбыта разрабатываемой продукции, такие как конъюнктура предполагаемых рынков сбыта, традиции потребления в странах, куда будет завозиться продукция, климатические условия в этих регионах, покупательную способность населения и их требования к потребительским свойствам продукции, иметь достоверное представление о спросе на конкретную продукцию. Необходимо также прогнозировать изменение политической ситуации, так или иначе отражающейся на техническом регулировании. Предприятие должно быть готово к технически осуществимому повышению уровня показателей безопасности. На стадии разработки продукции предприятия должны принимать во внимание все запросы и предложения потребителей, чтобы обеспечить максимальный объем сбыта товара.
     Успешную применимость стандарта предприятие может обеспечить, только обладая предвидением потребительских запросов и их возможных изменений.
     Применимость стандарта в условиях изменяющихся требований рынка. В условиях рыночной экономики стандарт предприятия является решающим компонентом производительности и лежит в основе конкурентоспособности предприятия. Предприятие должно непрерывно отслеживать и анализировать потребности рынка, а затем разрабатывать стандарты, которые могли бы адаптироваться к происходящим на нем изменениям, а также способствовать выпуску на предприятии высококачественной и недорогой продукции. Это дает предприятию устойчивое положение на рынке и, соответственно, возможность реализации своих стратегических целей.
     Возможность непрерывного совершенствования стандарта. Хотя стандарт предприятия будет оставаться неизменным сравнительно продолжительный период после его принятия и введения в действие, это не означает, что он не будет изменен. Когда при производстве продукции начнут применяться новая техника и технология, содержание стандарта в той или иной степени претерпит изменения. Надо заранее предусмотреть, чтобы стандарт допускал внесение технических нововведений, периодический пересмотр и совершенствование содержания, предоставляя возможность использовать в производстве продукции самую совершенную технику и технологию.
     Таким образом, предприятия должны с течением времени пересматривать свои стандарты и совершенствовать их содержание. Любое вносимое изменение ни в коем случае не должно приводить к снижению качества и безопасности продукции.

 Источник: China Standardization. – 2005. - № 2. Р.27-29
Ответственный за выпуск Н.В.Руженцев E-mail kek@vniiki.ru
Done