Skip to content
За рубежом

Проект пересмотра Нового и Глобального подходов

EC

Проект пересмотра Нового и Глобального подходов

       Новый и Глобальный подходы (New and Global Approach – NA and GA) действуют в рамках единого европейского рынка соответственно с 1985 г. и 1989 г. На их основе достигались следующие цели:
       -повышение надежности продукции,
       -оказание поддержки компетентным производителям,
       -создание прозрачных процедур оценки соответствия,
       -обеспечение надежного надзора за рынком в отдельных странах-членах.
       В 2003 г. Европейский Совет принял резолюцию, в которой Европейской комиссии было предложено пересмотреть Новый и Глобальный подходы. Было отмечено, что в ЕС действуют 25 директив нового подхода, соблюдение которых контролируют около 1600 уполномоченных органов (Notified Bodies).
       Еще в 2002 г. специалисты Комиссии подготовили критический обзор ситуации, связанной с реализацией NA и GA.
       При этом были зафиксированы следующие проблемы:
       До сих пор в Комиссию не поступила ни одна жалоба на деятельность уполномоченных органов и, равным образом, от этих органов. Возникает вопрос, является ли это корректной реакцией рынка, и все ли уполномоченные органы активны в сфере своей компетенции.
       В связи с весьма сильным различием между применяемыми процедурами уполномочивания пересмотр должен коснуться также и этих процедур. Комиссия хотела бы лучше использовать для этого европейскую систему аккредитации, однако выдвигает соответствующие требования к Европейской организации по сотрудничеству в области аккредитации (European co-operation for Accreditation – EA).
       Сильные различия присущи также методам оценки соответствия. Это затрагивает в особенности изготовителей, продукция которых подпадает под действие нескольких директив.
       Надзор за рынком не носит всеобъемлющего характера и не во всех странах-членах касается всех директив.
       В значительной степени не одинаковы расходы на оценку соответствия.
       Метод оценки носит комплексный характер и зачастую весьма затруднителен для понимания.
       Предполагается, что пересмотр NA и GA будет преследовать следующие цели:
       -единообразное лексическое оформление директив,
       -создание нормативной базы для системы аккредитации в европейском регионе,
       -установление ясных критериев для уполномочивания и уполномочивающих органов,
       -пересмотр модулей (новая структура стандартов ИСО серии 9000),
       -обновление практики маркирования продукции знаком “CE”,
       -подробная регламентация надзора за рынком и создание соответствующей законодательной базы,
       -улучшение межгосударственных отношений в области коммуникации и информации,
       -лучшее использование метрологических методов и сравнительных испытаний при разрешении жалоб и претензий в сфере надзора за рынком.
       Что касается аккредитации, то здесь пересмотр NA и GA связан с необходимостью усиления сотрудничества органов по аккредитации в рамках EA с целью интенсификации там, где это необходимо, курса на гармонизацию.
       Гармонизация необходима также в сфере надзора за рынками, хотя здесь и впредь ответственность будет возложена на страны-члены. В данном случае предусматривается, в частности, установление основополагающих требований, а также прозрачной процедуры, предписывающей принятие предохранительных мер (Safe-guardverfahren). Последняя применяется, если в процессе надзора за рынком обнаруживаются недоброкачественные изделия. Политическая линия при этом остается прежней: невмешательство в деятельность государственных органов стран-членов, но предоставление им подходящих средств для разрешения возникающих проблем.
       График проведения работ по пересмотру NA и GA предусматривает достижение до конца 2005 г. консенсуса по ключевым аспектам концепции пересмотра, а в первой половине 2006 г. планируется передать странам-членам официальный проект документа. С учетом времени, необходимого для допуска к опубликованию окончательной версии документа, его вступление в силу должно произойти не ранее 2007 г. Только после этого акта возможна переработка вертикальных директив. Для некоторых директив, в том числе для тех, пересмотр которых намечен на более поздний срок, предусмотрено составление списка определений (Definition).
       На одном из совещаний, посвященных пересмотру NA и GA, были изложены позиции экономических кругов, организаций потребителей и органов по оценке соответствия.
       Так, представитель Объединения европейских союзов промышленных компаний и работодателей (Union of Industrial and Employers Confederations of Europe – UNICE) отметил, что в целом Новый и Глобальный подходы сыграли в экономике ЕС положительную роль. Он оценил расходы на реализацию пересмотра NA и GA на уровне выше 5 млрд евро. К недостаткам действующих подходов он отнес различия в практике надзора за рынком, а также в применяемых процедурах уполномочивания. Представитель UNICE заявил, что используемые сегодня модули не соответствуют требованиям стандарта ИСО 9001:2000. Для UNICE важно, чтобы запланированное усиление использования европейской системы аккредитации не исключало ее совместимость с соответствующими международными системами.
       UNICE поддерживает позицию Европейской комиссии, заключающуюся в том, что
       -органы по аккредитации не должны быть ориентированы на получение прибыли,
       -не должны конкурировать друг с другом,
       -аккредитация является суверенным делом стран-членов.
       Промышленные компании настаивают на расширении модуля В в части, касающейся одобрения конструкции (Design Validation) и оценки (Evaluation) технической документации. Они не считают необходимым требовать полной адаптации стандарта ИСО 9001 к условиям малых и средних предприятий и полагают принципиально важным обеспечить большую гибкость применения данного стандарта, придерживаясь правила «Больше качества для систем менеджмента за счет систем менеджмента качества». Промышленные компании считают, что пересмотр Нового и Глобального подходов должны коснуться в основном продукции, поступающей в торговую сеть, и лишь во вторую очередь сложных систем (оборудования), закупаемых и профессионально эксплуатируемых промышленными предприятиями.
       Наконец, малый и средний бизнес озабочен высокими расходами, связанными с оценкой соответствия, и, естественно, ожидает от пересмотра их снижения.
       Европейские организации потребителей провели исследования в зоне ЕС/ЕАСТ, которые показали, что в зависимости от страны-члена от 5 до 15 % изделий массового спроса не обладают надлежащим уровнем безопасности. Эти цифры не совпадают с данными UNICE. К недостаткам концепции пересмотра организации потребителей относят ее недостаточную прозрачность и излишнюю сложность изложения. Кроме того, они считают, что знак “CE”(знак соответствия обязательным требованиям директив) вводит потребителей в заблуждение, т.к. часто воспринимается как знак качества. Тем не менее, за исключением вышеуказанных моментов, потребители одобряют идею пересмотра NA и GA.
       Органы по оценке соответствия не довольны отсутствием единообразия в отборе и применении технических и социокультурологических понятий в некоторых директивах. Они настаивают на разработке более четких правил применения аккредитации, в частности, совершенствовании процедур обжалования принятых по данному вопросу решений на уровне Европейской организации по сотрудничеству в области аккредитации (EA).

       Источники: SNV Bulletin. – 2006. – No 2. – S.34-35

Ответственный за выпуск Н.В.Руженцев E-mail kek@vniiki.ru
Done